Опубликовано: ГП 02-2021
Toyota Land Cruiser седьмого поколения – электромобиль!

Самоходная машина Miller Mine Cab T1640 на шасси Toyota Land Cruiser HZJ79

Даниил Минаев, фото автора

«Бывает и такое. Казалось бы эта модель знаменитого «Крузака» давно перешла в разряд подержанных, допустим, ещё где-то на окраине мира выпускаются технологические шасси. Это так и не так. Выставка «MiningWorld Russia 2020», АО «ИНДЭК», представляющая в России продукцию канадской фирмы Miller Technology показала честный электромобиль на этом знаменитом шасси.

Toyota Land Cruiser 70, как ни удивительно, до сих пор на конвейере, так как востребована всяческими «арт-рынками» на краю света, где помимо основной функции перевозки пассажиров и небольшой поклажи, используется для постройки спецтехники. Сегодня речь пойдёт о транспорте горных работ, используемом в подземных пространствах. Первое знакомство с этими необычными автомобилями торговой марки Miller, представленной в РФ силами петербуржского АО «ИНДЭК» состоялось в 2018 году. Сегодня настала очередь электрической версии.

Было бы несправедливо не упомянуть, что постройкой электрифицированных версий специального узкого назначения на шасси Toyota Land Cruiser занимается не только одна единственная фирма. С 2017 года для рудников строят необычные пикапы Voltra eCruiser Electric 4x4 компания Voltra Motors Pty из австралийского Мельбурна, ещё в качестве примера можно привести «е Tembo 4x4 e-LV» от компании FD 4x4 Centre из Нидерландов.

Виной тому всплеску «электроактивности» стало решение ЕС «Об установлении новых значений допустимой концентрации загрязняющих воздух веществ, связанное с характером работы», принятое в первом квартале 2016 года. Директивы предполагают в том числе инвестиции в шахтную вентиляцию и электрификацию специализированных машин в пятилетнем плане. Прямо как В.И. Ленин сто лет тому назад. Помните, старшее поколение, что коммунизм – это «советская власть плюс электрификация всей страны».

Кабина характеризуется упрощённой отделкой, все панели можно вымыть водяной смесью или продуть воздушной струёй Кабина характеризуется упрощённой отделкой, все панели можно вымыть водяной смесью или продуть воздушной струёй

Канадцы в шахте

Компания Miller Technology Inc. из Норт Бей (провинция Онтарио, Канада) занимается проектированием и изготовлением самоходного горно-шахтного оборудования с 1979 года. Питерская компания АО «ИНДЭК» работает на нашем рынке с 1996 года, имеет свой стабильный портфель заказчиков и основала представительства в Кировске, Хабаровске, Красноярске и соседнем Казахстане.

Новая комбинация приборов – виртуальная Новая комбинация приборов – виртуальная

В этом году горно-шахтный автотранспорт канадского производителя, именуемый согласно терминологии «самоходное транспортное средство» (underground personnel carrier UPC) решил полностью избавиться от ДВС, хоть с искровым зажиганием, хоть с воспламенением от сжатия горючей смеси, представив полностью электрический автомобиль. Внешне для горнопроходчиков в модели Mine Cab T1640 почти ничего не изменилось.

Однако при схожести с легендарным внедорожником эта техника не имеет права передвигаться по дорогам общего пользования. Её удел – пласты рудников, шахты и иные подземные пространства. Это машины для работы в тонких пластах калийных рудников, для выполнения смазочных работ, механических или электротехнических работ, для работы в тонких пластах. На рамное шасси, специально приспособленное для работы под землёй, могут быть смонтированы различные надстройки: от пассажирского отсека, как в нашем случае, до ножничного подъёмника.

Блок управления реверсом и контроллер режимов движения

Почему электромобиль?

Транспортные средства на электротяге «в миру» не моложе автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Сейчас для них наступает очередной период ренессанса, но основные проблемы в виде комфортного и достаточного запаса хода при адекватном времени зарядки до сих пор не решены. И нет ответа на вопрос, откуда взять столько дешёвой электроэнергии.

Но для спецтехники иной раз лучшего решения и не найти. Похоже, «миллеровцы» попали в яблочко. Первое, что важно в шахте – вентиляция. Отсутствие ДВС снижает нагрузку на шахтную вентиляцию на величину до 40%. Не требуется контроль вредных выбросов. Электродвигатель не боится пыли и абразивного износа, ему не нужны воздушные, масляные и топливные фильтры, да и само моторное масло, пожалуй…

Разберём техническую начинку подробнее, и начнём вопреки традициям не с силовой установки, а с особенностей шасси подземного горно-шахтного транспортного средства.

Согласно требованиям отраслевых стандартов довольно простые, но немного непривычно скомпонованные вещи: усиленные бамперы, прочные дополнительные подножки, противооткатные упоры на самом видном месте, буксировочные проушины с замками-карабинами Согласно требованиям отраслевых стандартов довольно простые, но немного непривычно скомпонованные вещи: усиленные бамперы, прочные дополнительные подножки, противооткатные упоры на самом видном месте, буксировочные проушины с замками-карабинами Согласно требованиям отраслевых стандартов довольно простые, но немного непривычно скомпонованные вещи: усиленные бамперы, прочные дополнительные подножки, противооткатные упоры на самом видном месте, буксировочные проушины с замками-карабинами Согласно требованиям отраслевых стандартов довольно простые, но немного непривычно скомпонованные вещи: усиленные бамперы, прочные дополнительные подножки, противооткатные упоры на самом видном месте, буксировочные проушины с замками-карабинами
Архаичная, но надёжная и весьма эффективная передняя оптика

Особенности шасси для подземной работы

Среди наиболее броских внешних особенностей шасси необходимо отметить электроуправляемые тормоза в масляной ванне, изобилие аварийных выключателей и систем пожаротушения. Далее, согласно требованиям отраслевых стандартов, довольно простые, но немного непривычно скомпонованные вещи: усиленные бамперы, прочные дополнительные подножки, противооткатные упоры на самом видном месте, буксировочные проушины с замками-карабинами, особый двухсторонний запор пассажирского отсека, который легко можно открыть изнутри и снаружи, несколько дополнительных световых приборов на крыше. Особняком стоят специализированные шины повышенной проходимости с 8 слоями корда, размерностью 7,5х16.

Везде противопожарная защита
Везде противопожарная защита
Везде противопожарная защита
Так выглядит отсек для перевозки пассажиров

Грузоподъёмность шасси составляет в среднем около 700 кг. Передний мост – неразрезной с шарнирами равных угловых скоростей, ступицы с «хабами». Задний мост с полуосями полностью разгруженного типа и дифференциалом повышенного трения. Передняя подвеска – пружинная, задняя – рессорная.

Раздаточная коробка навечно замкнута в пониженном положении. Крутящий момент от электродвигателя передаётся через планетарную КП. Теперь переходим к самому «источнику движения».

Раздаточная коробка – здесь заблокирована на нижнем ряду
Трансмиссионная перспектива, неразрезные ведущие мосты Hurth, спереди пружины, сзади многолистовые рессоры, есть много точек смазки Трансмиссионная перспектива, неразрезные ведущие мосты Hurth, спереди пружины, сзади многолистовые рессоры, есть много точек смазки

Тяговая сила

Итак, допотопный атмосферный дизель большого для такой машины рабочего объёма (4,2 л!), но с отдачей всего 128 «кобыл» уступил место электродвигателю, массой всего 31 кг. Но это только один из элементов силовой схемы, которая состоит из литий-ионной тяговой батареи, инвертора, электродвигателя и планетарной КП. Мощность инвертора при напряжении 400 В – 90 кВт, срок службы – 10 лет, масса – 10 кг. Электродвигатель на пике способен выдать до 90 кВт и 200 Н·м крутящего момента. Естественно, во всём диапазоне оборотов, т. е. от минимальных и до 12 800 об/мин.

Планетарная коробка передач весит 17 кг и обеспечивает передаточный коэффициент 3,086. Таким образом, крутящий момент на выходном валу КП составляет до 275 Н·м при максимальной частоте вращения 4147 об/мин.

Далее крутящий момент попадает на «раздатку», как уже отмечалось, навечно замкнутую в понижающем ряду и по привычной схеме разбегается по карданным валам к четырём ведущим колёсам через цельные балки мостов.

Под капотом на месте блока цилиндров расположилась литий-ионная тяговая батарея, массой 300 кг и ёмкостью 133,4 А·ч. Энергоёмкость – 46,1 кВт·ч, максимальное напряжение 394 В.

Под капотом на месте блока цилиндров расположилась тяговая батарея Samsung INR 18650 29E
Тяговая батарея в процессе сборки, эксклюзивное фото

Слева в моторном отсеке видна стандартная автомобильная свинцовая кислотная 12-вольтовая АКБ и барабан вакуумного усилителя тормозов. 12-вольтовая сеть служит не только для освещения, главное – обеспечивает работу всей бортовой электроники, начиная от блока АБС и средств связи до контроллера тяговой высоковольтной сети, который оптимизирует режимы тяги, выбирает алгоритм зарядки и обеспечивает рекуперацию энергии при торможении. Силовая электрика контролируется 32-битной системой управления с двухъядерным процессором, умеет рекуперировать электроэнергию при торможении и движении накатом.

Слева видна стандартная автомобильная свинцовая кислотная 12-вольтовая АКБ и барабан вакуумного усилителя тормозов. 12-вольтовая сеть служит для освещения и обеспечивает работу всей бортовой электроники, начиная от блока АБС до контроллера тяговой высоковольтной сети, который в том числе выбирает алгоритм зарядки и обеспечивает режим рекуперации энергии при торможении
Краткая техническая характеристика самоходной машины Miller Mine Cab T1640 на шасси Toyota Land Cruiser HZJ79
Колёсная формула 4х4
Габаритные размеры, мм 5390х1920х2290
Внутренний радиус поворота, м 5,59
Внешний радиус поворота, м 8,49
Грузоподъёмность шасси, кг 700
Двигатель Электрический
Мощность, максимальная/постоянная кВт 90/ 60
Крутящий момент на якоре макс./ постоянный, Н·м 200/ 90
Частота вращения якоря, макс, мин-1 12 800
Коробка передач Планетарная
Тормозная система Электрогидравлическая, колёсные тормозные механизмы закрытого типа, в масляной ванне
Шины Специализированные, повышенной проходимости с 8 слоями корда, размерностью 7,5х16
Конструкционная скорость, км/ч 39
Максимальный угол преодолеваемого подъёма, % 28

Как зарядить?

Зарядить автомобиль можно от любой электросети, как от бытовой переменного тока напряжением 220 В, так и с помощью промышленной электросети, однофазной или трёхфазной. Режим зарядки требует один час времени между сменами или 2–3 раза по полчаса во время смены.

Процесс зарядки АКБ через 7-штекерный разъём Type 2 (IEC 62196-2)

На борту смонтировано 22-киловаттное зарядное устройство, предусмотрен и мобильный зарядный блок, максимальный ток зарядки 32 А. В качестве дополнительного оборудования предусмотрено зарядное устройство постоянного тока.

Запас хода, по данным российского поставщика, – до 180 км, максимальная скорость искусственно ограничена до 39 км/ч. Интересно, что масса электрического шасси уменьшилась на 200 кг в сравнении с дизельной версией.

Комментировать ... >>
Yandex.RTB R-A-221436-4 отключен